Новости

Интервью с начальником управления оперативного контроля ФНС России Владимиром Мальцевым

22.06.2021

Интервью с начальником управления оперативного контроля ФНС России Владимиром Мальцевым

Фото: nalog.ru

Эксперимент по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее – НПД) проводится с 2019 года (Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ). Сначала он действовал в четырех субъектах РФ – Москве, Московской и Калужской областях и Республике Татарстан, затем распространился по всей стране. О предварительных итогах эксперимента редакция журнала «Налоговая политика и практика» решила побеседовать с начальником Управления оперативного контроля ФНС России Владимиром Григорьевичем Мальцевым.

- Владимир Григорьевич, каковы итоги двух лет эксперимента?

- В настоящее время зарегистрировано более 2,3 млн. самозанятых, которыми заявлено более 420 млрд руб. доходов и сформировано более 355 млн. чеков (средний чек на сумму 1182 руб.).
Каждый день регистрируется более 5,5 тыс. новых самозанятых, и это значение растет благодаря тому, что в середине 2020 года режим НПД стал доступен на территории всей страны.
Анализ деятельности самозанятых свидетельствует о следующих положительных тенденциях. Расчетные поступления от НПД за 2019 год на 44 % превысили выпадающие доходы (имеются в виду налоги, которые такие налогоплательщики уплачивали раньше). Дело в том, что 40 % самозанятых за год до постановки на учет в качестве плательщика НПД вообще не имели легальных налогооблагаемых доходов; сейчас же они легализовались.
Почти 50 % самозанятых используют НПД для подработки (сдача в аренду квартир, монетизация хобби и пр.), а не основного вида деятельности, т. е. совмещают самозанятость с трудовой деятельностью.
На старте проекта насчитывалось около 14 % индивидуальных предпринимателей, перешедших на НПД; в настоящее время этот показатель составляет около 8 %.
Около 2 % самозанятых – граждане, которые раньше работали по трудовым договорам, а потом перешли на фриланс.
 
- Достигнуты цели, ради которых создавался этот специальный налоговый режим? Чем была вызвана необходимость его введения?

- По данным различных исследований, на старте проекта в стране насчитывалось более 5 млн человек, которые осуществляли различные виды деятельности без регистрации в налоговых органах, т. е. были потенциальными самозанятыми.
 
Мировой тренд в экономике, возникший еще до введения НПД, – появление новых форм занятости. Так, работодатели все больше заинтересованы в работе с фрилансерами, поскольку это удобнее, мобильнее, выгоднее. ФНС России не могла не учитывать сложившиеся реалии.
 
Эксперимент по установлению НПД создан для обслуживания новых вызовов, обусловленных цифровизацией экономики.
 
Обычно ФНС России формирует свои требования к налогоплательщикам через призму налогового контроля. Но в отношении самозанятых граждан такой подход не мог сработать из-за их огромного количества и неоднородности данного сообщества, члены которого абсолютно не связаны между собой, поскольку себестоимость контрольного мероприятия значительно превысила бы эффект от «обеления» фрилансеров, попавших под такой контроль. Единственно возможный вариант – создание благоприятного налогового режима, чтобы граждане сами захотели в нем участвовать.
По результатам масштабных опросов на крупнейших электронных площадках были определены основные блокирующие факторы на пути к легализации предпринимательской деятельности фрилансеров: высокая административная нагрузка (регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, ведение бухгалтерского учета, формирование и сдача налоговой отчетности и др.); необходимость уплаты фиксированных страховых взносов даже при отсутствии доходов или их низкой величине; огромное количество отраслевых требований и надзорных органов; высокие налоговые ставки.
 
С учетом этих факторов и потребностей целевых налогоплательщиков конструировались основные параметры режима НПД.
 
- Наверное, стоит напомнить основные параметры режима НПД...

- Объектом налогообложения являются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. Для самозанятых установлены льготные ставки НПД (с учетом отчислений в федеральный фонд обязательного медицинского страхования):
4 % – с доходов, полученных от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав физическим лицам;
6 % – с доходов, полученных от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав индивидуальным предпринимателям для использования при ведении предпринимательской деятельности и юридическим лицам.
 
Налоговым периодом признается 1 календарный месяц, поскольку за год может накопиться достаточно большая сумма налога, уплачивать которую эмоционально гораздо сложнее. Платить небольшой налог каждый месяц значительно проще.
 
Страховые взносы в ПФР необязательны. Не нужно применять кассу, регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Не требуется сдача налоговой отчетности: налоговый орган самостоятельно рассчитывает налог.
 
При регистрации в качестве налогоплательщика НПД предоставляется налоговый вычет – не более 10 000 руб. Для взаимодействия с налоговым органом не нужно личного посещения: оно осуществляется через мобильное приложение «Мой налог» в режиме онлайн.
 
Однако есть ряд ограничений для применения НПД. Основные из них: самозанятые не могут иметь наемных работников, ограничение по доходу – 2,4 млн руб. за календарный год, нельзя осуществлять перепродажу товаров.
 
- Владимир Григорьевич, расскажите, пожалуйста, подробнее о мобильном приложении «Мой налог». Каков его функционал?

– У приложения «Мой налог» следующий функционал:
– Онлайн-регистрация, постановка на учет в нало¬говом органе в качестве налогоплательщика НПД. Зарегистрироваться можно:
1) с использованием паспорта при помощи телефона или планшета. Нужно отсканировать паспорт; данные для заявления распознаются и заполняются автоматически. После этого нуж¬но сфотографироваться;
2) с использованием учетных данных личного кабинета налогоплательщика—физического лица (ИНН и пароль);
3) с использованием учетной записи портала государственных услуг (ЕСИА). Необходимо ввести свои учетные данные (номер телефона или адрес электронной почты и пароль либо СНИЛС и пароль);
– Учет доходов, фиксация продажи товаров (работ, услуг), использование приложения как кассового аппарата, формирование и отправка чеков покупателям, отслеживание статистики по продажам;
– Инструменты аналитики для детального финансового анализа своей деятельности;
– Ежемесячное информирование о начисленном налоге, сроке его уплаты и уплата налога с использованием банковской карты в приложении; функция автоплатежа, просмотр истории платежей. Если есть желание уплатить налог по квитанции, нужно сформировать платежный документ, переслать его, куда удобно, или сохранить. После начисления налога в приложении появится напоминание о сроке его уплаты. Налог, не уплаченный до 25-го числа следующего месяца, превратится в задолженность. Об этом тоже появится уведомление в приложении;
– Подключение к партнерам проекта (банкам и электронным площадкам);
– Формирование справок о регистрации в качестве самозанятого и о доходах за любой период, которые нужны, например, для получения кредита или оформления пособий. Справку можно направить на электронную почту организации, которая попросила представить такой документ;
– Функционал по добровольной уплате страховых взносов в ПФР.
 
Ежедневно приложением «Мой налог» пользуются более 5,5 тыс. человек. Общая оценка в магазинах приложений (Арр Store и Сооg1е Р1ау) – 4,7, что свидетельствует о достойной конкуренции с хорошими сервисными приложениями.
 
Мы постоянно обновляем функционал приложения: около 80 % обновлений связано с реализацией пожеланий пользователей, которые оставлены в Арр Store и Сооgle Р1ау. Именно с клиентоориентированным подходом во многом связан успех мобильного приложения «Мой налог».
 
- Расскажите, пожалуйста, о разработанном ФНС России интерфейсе, который позволяет интегрировать функционал приложения «Мой налог» в сервисы банков и операторов электронных площадок.

- Действительно, разработка ФНС России открытого АР1 – одно из ключевых решений, повлиявших на успех продвижения режима для самозанятых.
Открытый АР1 позволяет:
– банкам и интернет-сервисам интегрировать все функции нашего приложения в свои программные продукты, которые привычны для самозанятых;
– автоматизировать фискализацию доходов самозанятых, упростить учет доходов и уплату налога;
– максимально упростить взаимодействие с налоговым органом, обеспечить налогообложение в фоновом режиме.
 
Согласитесь, для самозанятых мобильное приложение «Мой налог», как и любое новое приложение, дополнительное обременение. Открытый АР1 помогает им остаться в тех программных продуктах, к которым они привыкли. Тем самым мы переводим налоговое администрирование в фоновый режим. Например, возьмем агрегатора такси. У самозанятых водителей такси есть таксометр – свое приложение для поездок, через которое происходит оформление и выполнение заказов. При нажатии водителем кнопки «Завершить поездку» сведения о доходе передаются в ФНС России; формируется чек, направляемый покупателю; водителю не нужно совершать никаких дополнительных действий и использовать мобильное приложение «Мой налог». Агрегатор такси может самостоятельно удержать с доходов водителя налог и уплатить его за него.
 
В настоящее время к открытому АР1 подключено 59 организаций, в том числе крупнейшие банки, агрегаторы такси, курьерские службы, разные интернет-площадки, популярные в России. Около 40 % самозанятых зарегистрировались в качестве налогоплательщиков НПД через приложения наших партнеров, а не напрямую через приложение «Мой налог». 35 % доходов самозанятых зафиксировано также через приложения партнеров.
 
- Есть ли у ФНС России возможность держать руку на пульсе и не допускать злоупотреблений режимом НПД?

- Под злоупотреблениями режимом НПД мы понимаем в первую очередь подмену трудовых отношений гражданско-правовыми, когда компании заставляют работников регистрироваться в качестве самозанятых. Это может использоваться недобросовестными организациями для экономии на НДФЛ и страховых взносах (фискальная нагрузка снижается с 43 до 6 %).
 
На текущий момент сведения о доходах самозанятых попадают в контрольно-аналитическую систему в режиме онлайн. Она позволяет автоматически анализировать деятельность самозанятых и организаций, пользующихся их услугами. Анализируется более 20 параметров, свидетельствующих о возможных нарушениях, в частности:

– периодичность выплат самозанятым и их объем;
– доля доходов самозанятого, полученных от конкретной организации, в общей сумме его до-ходов; постоянство взаимоотношений с такой организацией;
– предыдущие места работы самозанятых, связи текущих заказчиков самозанятых с их бывшими работодателями;
– групповые переходы, когда несколько граждан работали в одной компании, а потом стали самозанятыми и начали оказывать услуги другой компании;
– выявление случаев централизованного учета доходов самозанятых кадровыми и бухгалтерскими службами организаций (с помощью различных технических средств – идентификаторов устройств, IР-адресов и др.);
– снижение численности сотрудников организации-заказчика при росте количества привлекаемых самозанятых.
 
Исходя из установленных параметров, организации отбираются в группу риска для дальнейших контрольных мероприятий.
 
ФНС России постоянно развивает алгоритмы выявления организаций, относящихся к группе риска. Запланировано использование технологий искусственного интеллекта для анализа наименования услуг в чеках самозанятых, видов деятельности самозанятых и организаций и т. д.
 
Ведется проактивная работа с самими самозанятыми – потенциальными работниками организаций-нарушителей. В ближайшее время в мобильном приложении «Мой налог» появится возможность формировать жалобы на работодателей, которые вынуждают работников становиться самозанятыми, несмотря на то что фактически имеют место трудовые отношения.
 
- Какая работа ведется с потенциальными нарушителями и каковы ее результаты?

- На первом этапе мы информируем организации о выявленных рисках и предлагаем изменить (объяснить) модель поведения в целях снижения ее риск- балла. Если из объяснений следует, что у организации все в порядке, она исключается из группы риска. Многие организации, попав в фокус внимания налоговых органов, отказываются от незаконных схем работы с самозанятыми еще до проведения контрольных мероприятий, признают свои нарушения и добровольно уточняют налоговые обязательства. В отношении остальных организаций проводятся мероприятия налогового контроля.
Для наглядности приведу несколько цифр. За 2020 год услугами самозанятых воспользовалось более 237 тыс. организаций, из них в зону риска попало лишь 1392 организации, или 0,59 %.
Текущая статистика работы с организациями, имеющими признаки нарушений, свидетельствует:
-более трети организаций признают свои нарушения и добровольно уточняют налоговые обязательства. ФНС России осуществляет неинвазивный контроль и управляет средой даже на самых ранних этапах формирования признаков нарушений;
-деятельность чуть менее трети организаций в части отношений с самозанятыми признана легальной по результатам анализа полученных пояснений;
-около четверти организаций либо прекращают пользоваться услугами самозанятых, либо снижают уровень риска после получения информационных писем;
-только около 5 % организаций привлекаются к ответственности в рамках камеральных и выездных налоговых проверок.
 
Важно отметить, что случаи перевода штатных сотрудников в самозанятые носят единичный характер. Признаки перевода сотрудников в самозанятые с участием аффилированных организаций зафиксированы всего лишь у 17 % организаций, попавших в группу риска. Основная часть нарушений (83 %) связана с попыткой легализации «конвертной» схемы оплаты труда.
 
Интервью с начальником Управления оперативного контроля ФНС России


>
Наше приложение